Nega Люба, только для Вас скопирую текст с той страницы
У
Достоевского в "Братьях Карамазовых" очень метко подмечено: "Дайте
русскому школьнику карту мира, и он назавтра принесет ее вам
исправленной". Это у нас во всем так, в том числе и в Таро. Правда,
отцы русской тарологии Шмаков, Г.О.М. и Томберг не особенно исправляли
-- больше "медитировали" в рамках "классического" (сиречь французского
оккультного) строя Таро. Зато новые русские тарологи, похоже, намерены
исправить Таро самым радикальным образом: не просто пару карт
переставить местами, переименовать или изменить сюжеты (это не круто;
этим после "Золотой Зари" никого не удивишь), но и добавить новых
Арканов (как минимум два, а желательно и поболее).
Об одной
такой попытке создать расширенное Таро, предпринятой А. Зараевым в 1999
году, см. здесь и здесь. У Зараева в полной колоде всего 85 карт (за
счет семи новых Старших Арканов). У Г. Шишкина, автора книги
"Астрологическое Таро" (2001) в полной колоде будет 144 карты (за счет
двух новых Старших Арканов и 64 новых Младших).
Аргументация
Шишкина представлена в отрывках из книги, помещенных на его сайте, и я
не буду ее здесь повторять. В общих чертах: ему очень хочется, чтобы
Таро вписывалось в квадрат 12 х 12 (потому что в его астрологической
системе 12 знаков зодиака и 12 планет). Это значит, что в нынешней
колоде не хватает 66 карт. Причем 66 = 2 + 64. Шестьдесят четыре --
красивое число, симметричное, квадрат восьмерки. Это должен быть особый
разряд карт (каких именно, Шишкин пока не придумал; я выскажу свое
предложение ниже). Две оставшиеся новые карты нужно добавить к
классическим Старшим Арканам. Как и положено "русскому школьнику",
исправляющему карту мира, Шишкин уверен, что он делает это впервые.
Хотя Тимоти Лири и голландцы ван-Леувены опубликовали свои варианты
систем из 24 Старших Арканов Таро до него. Но их книг уважаемый автор,
вероятно, не читал и в поисках поддержки своей гипотезы прибегает к
Полю Кристиану:
Особо следует отметить, что эти авторы
подчеркивают: "нет никаких следов двадцати двух (!) карт Таро". П.
Христиан говорит о том, что в "тайном убежище храма Осириса была
длинная галерея, свод которой поддерживался кариатидами в виде двадцати
четырех (!) сфинксов -- по двенадцать (!) с каждой стороны. На стенах,
в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие
мистические фигуры и символы. Эти двадцать две (?) картины
располагались попарно (!), друг напротив друга (!)..." (выделено мной.
-- Г. Ш.)
Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1) сфинксов -- 24;
2) расположены сфинксы в два ряда по 12 в каждом;
3) фрески располагались на стенах за сфинксами;
4) фрески располагались также попарно.
То есть фрески (и соответственно Старшие Арканы Таро) группируются попарно, а не по три.
Вполне
логично предположить, что 24 сфинкса, профессиональных хранителя тайн,
хранили, каждый свою, ТАЙНУ, и следовательно, фресок-картин, Старших
Арканов Таро должно быть тоже 24.
"Эти авторы", о которых говорит
Шишкин, -- Поль Кристиан (Христиан) и П. Д. Успенский, цитирующий
Кристиана в своей книге о Таро. В приведенном пассаже Шишкина есть
намеренное передергивание. Даже два. Во-первых, Успенский на самом деле
говорит:
...в египетском символизме, доступном ныне для изучения,
нет никаких следов двадцати двух карт Таро... Символы Таро не имеют
ничего общего с теми египетскими памятниками, которые сохранились до
нашего времени.
Шишкин истолковывает эту цитату своеобразно: "нет
никаких следов двадцати двух (!) карт Таро". А зато двадцати четырех --
есть! Ведь у Кристиана в "Истории Магии" -- двадцать четыре сфинкса! Но
давайте перечитаем Кристиана внимательнее:
...видна длинная
галерея, вдоль стен которой выстроились статуи кариатид в форме
сфинксов: их двадцать четыре. Стены в промежутках между сфинксами
покрыты фресками -- на них загадочные персонажи и символы. Эти
обращенные друг к другу попарно двадцать два изображения освещаются
одиннадцатью бронзовыми треножниками...
Да, сфинксов --
двадцать четыре, но картины срасположены в промежутках между ними. Не
каждый сфинкс охраняет одну тайну, а пара сфинксов. А каждый
светильник, наоборот, освещает пару изображений. Было бы двенадцать пар
изображений -- было бы соответственно и двенадцать светильников. Логика
здесь ни при чем; в тексте все сказано ясно. А кому не ясно, пусть
читает ниже:
И вот, подходя к каждой из двадцати двух картин, кандидат узнает от Пастофора следующее...
(Курсив
добавлен мною.) А кому и после этого не ясно, пусть читает еще дальше
(полный перевод "Мистерий пирамид" выйдет весной 2002 года; следите за
новостями моего сайта). Кристиан подробно описывает 22 символа -- 22, а
не 24!
Так что этот аргумент рассыпается в прах. Главное --
непонятно, зачем было ссылаться на Кристиана и Успенского. По-моему,
система Шишкина интересна даже в том случае, если он сам ее изобрел (я
бы даже сказал, тем более интересна). Таро как раздел оккультных наук
должно развиваться, и если я в начале рецензии вспомнил о "русском
школьнике" Достоевского, то не в отрицательном смысле, а скорее в
юмористическом. Где бы мы были, в конце концов, если бы время от
времени кто-то не исправлял карту мира? До сих пор жили бы на плоской
Земле! Другое дело, что у нас почему-то карту мира (и карты Таро)
норовит исправлять именно школьник, толком не изучивший классиков. И
вот еще парадокс -- он этих классиков исправляет, да притом на них же и
ссылается. Это тоже наше, русское!
Возвращаясь к содержанию
книги. Астрология у Шишкина тоже своеобразная, он вводит две новые
планеты Солнечной системы. Ну, тут я пас. Пусть высказываются
астрологи. Так или иначе, две новых планеты позволяют построить квадрат
12 х 12, в котором учтены все планеты во всех знаках. Своего рода
периодическая система Менделеева. Даже с двумя новыми Старшими
Арканами, как уже было сказано, 64 клетки остаются незаполенными
картами Таро. В настоящее время, насколько я понимаю, Шишкин работает
над ними. Любопытно будет посмотреть, что у него получится. Я бы, со
своей стороны, предложил обратить внимание на гексаграммы И-Цзина. Вот
вам уже готовая квадратная система из 64 элементов. Кстати, Кроули уже
предпринимал попытки связать И-цзин с Таро. Другая система, на которую
стоило бы обратить внимание, -- китайская игра Маджонг (разновидность
домино). В ней, в классическом варианте, тоже 144 камня. Об общих
чертах Таро и Маджонга я сам планирую скоро написать.
Таро
Два
новых аркана, уже придуманных Шишкиным, -- это "Воскрешенный" (23) и
"Скрижаль" (24). Картинки для обоих, не мудрствуя лукаво, он взял из
книги Муаты Абхайи Эшби "Воскресение Осириса" ("София", 1998). При этом
получился забавный казус: Осирис между Исидой и Нефтидой, которого
Шишкин прочит на роль "Воскрешенного" (аркан 23), -- на самом деле один
из тех редких случаев, когда в египетском искусстве мы находим хоть
что-то похожее на традиционные образы Таро. В данном случае это,
конечно, "Влюбленные", или "Два пути" (аркан 6). -
см. прикреплённое изображениеВывод
Любопытная
книга, которую стоит приобрести и прочесть внимательно. В традиционном
Таро никогда не было ни 80, ни 144 карт, что бы ни утверждал автор. Но
никто не мешает всем желающим разрабатывать такие системы заново --
хочется, конечно, чтобы они были научно обоснованными и практически
эффективными. Возможно, появление таких работ -- дело ближайшего
будущего.
Рецензия (С) Андрей Костенко, 2002. Просьба ссылаться при цитировании.
Это сообщение отредактировал
Nega - сб 25 октября 2008, 21:14
Присоединённое изображение